
17 июня в рамках курсовой подготовки Института развития образования Кировской области «Методологические основы преподавания предметов в начальной школе» Мария Вадимовна Кузнецова, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов, поделилась ценными методическими рекомендациями по формированию читательской грамотности как метапредметного результата в начальной школе.
Читательская грамотность: ключевой навык современного ученика
В условиях реализации ФГОС НОО читательская грамотность становится не просто умением читать, а способностью понимать, анализировать и интерпретировать тексты разных форматов. Мария Вадимовна акцентировала внимание на том, что учителю важно:
- использовать разнообразные тексты (художественные, научно-популярные, инструкции);
- развивать умение находить информацию, делать выводы, оценивать прочитанное;
- включать задания творческого характера.
Проектирование современного урока по ФГОС
Особое внимание было уделено проектированию урока, соответствующего требованиям стандартов. Важно, чтобы каждый урок:
- имел четкую цель и проблемный вопрос;
- сочетал разные формы работы (индивидуальную, групповую, проектную);
- включал рефлексию и самооценку учащихся.
Воспитательный потенциал урока-проекта по окружающему миру
Отдельно обсуждалась роль краеведческого материала в воспитании младших школьников. Изучая родной край, дети не только расширяют кругозор, но и учатся любить и ценить свою малую родину. На примере урока-проекта «Путешествие по родному городу» Мария Вадимовна показала, какими приёмами можно формировать навыки сотрудничества, ценность научного познания, уважительное, бережное отношение к истории своего края, культуре, землякам, чувство гордости за малую родину.
Благодаря таким подходам уроки становятся интересными, практико-ориентированными и воспитывающими.
Современный учитель начальных классов – это не просто преподаватель, а наставник, который помогает детям осваивать универсальные учебные действия, развивает их познавательную активность и воспитывает через содержание предмета.