КОГОАУ ВГГ
город Киров, Кировская область
  • Советы психолога родителям

    В гимназии осуществляет свою деятельность "Психологическая служба".

    В каждом корпусе работают квалифицированные психологи, к которым вы можете обратиться за помощью.

    Корпус А: педагог-психолог Bедерникова Елена Владимировна, телефон: (8332) 64-83-65

    Корпус В: педагог-психолог Калябина Анна Романовна, телефон: (8332) 35-45-77

    Корпус С: педагог-психолог Хлыбова Ирина Павловна, телефон: (8332) 67-50-22

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Служба примирения

    Урегулирование споров между участниками образовательного процесса, законными представителями несовершеннолетних осуществляется комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ВГГ или советом по профилактике правонарушений среди обучающихся. В случае возникновения конфликтных ситуаций можно обратиться в любую из указанных комиссий по адресу электронной почты гимназии vhg@vhg.ru (обращение подаётся в письменном форме) или по телефонам гимназии:

    8 (8332) 64-82-31 - директор гимназии

    8 (8332) 64-83-65 - заместитель директора по воспитательной работе, инспектор по защите прав детства

    Школьные конфликты. Причины возникновения и способы решения

    Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено школы

    Переход учащихся в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как один из наиболее сложных этапов в развитии и обучении детей. Обучение в среднем звене выдвигает особые требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учащихся определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.

    Стоит отметить, что данный уровень развития выпускников начальной школы разный: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Именно поэтому переход ребёнка в средние классы школы может сопровождаться появлением разного рода трудностей: негативное отношение к учебной деятельности и школе в целом, снижение школьной успеваемости и ухудшение психического состояния.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что переход ребёнка в среднее звено – действительно непростой период в жизни ученика и от поддержки родителей, а также грамотного сотрудничества с учителем зависит многое: насколько быстро ребенок приспособится к новым нагрузкам и новой обстановке.

    Говоря о психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено, можно выделить три компонента:
    1. Операциональная готовность.
    2. Интеллектуальная готовность.
    3. Личностная готовность. 

    Операциональная готовность заключается в необходимых ученику для дальнейшего обучения знаниях, умениях и навыках. В начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы. Учиться будет всё труднее.

    Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.

    Интеллектуальная готовность включает в себя уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь). Этот уровень развития психических процессов должен соответствовать возрастной норме.

    И, наконец, личностная готовность – это внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе. Внутренняя ориентированность включает в себя мотивы, интересы, идеалы, установки, а также умение общаться со сверстниками и учителями.

    Исходя из этих компонентов, мы можем сформулировать модель ученика, готового окончить начальную школу:
    1. Ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы начальной школы.
    2. Психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций.
    3. Сформирован личностный аспект готовности, а именно:
    – осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе;
    – уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей;
    – имеет адекватную самооценку;
    – самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
    – осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения, т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе;
    – в мотивации учения преобладают учебно-познавательные мотивы;
    – проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам;
    – любит школу, хочет учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни;
    – умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне.

    Таким образом, можно сказать, что высокий уровень развития данных компонентов говорит нам о том, что ребёнок готов перейти в среднюю школу и адаптация у такого ученика с большой вероятностью пройдёт успешно.

    Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

    Одним из самых важных периодов в онтогенезе человека является младший школьный возраст, поскольку в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

    Анализируя возрастные особенности младших школьников, следует обозначить возрастные границы данного этапа. Выдающийся психолог,  специалист в области детской психологии – Д.Б. Эльконин определял рамки младшего школьного возраста с 7 до 10-11 лет.

    В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность. В школе ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками, учится подчиняться правилам и приобретает определённый социальный статус – ученик, одноклассник.

    В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы, т.е. происходит качественная перестройка познавательных процессов.

    Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования психики ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им младший школьник достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей, определяющих уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности.

    Главным фактором, обусловливающим развитие детей младшего школьного возраста, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступ­лением в школу. Это преобразует систему взаимоотноше­ний ребенка с взрослыми и сверстниками. С поступлением в школу дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослыми – «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».

    Другими словами, значимые взрослые — это уже не только близ­кие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально-нормативных взаимодействий.

    Переломным моментом в младшем школьном возрасте является кризис 7 лет, связанный с психологической неготовностью к школьному обучению. Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное паясничание, что связано с утратой детской непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоций, обобщением переживания.

    Таким образом, младший школьный возраст – это один из важных возрастных периодов в онтогенезе человека, в котором начинает складываться новый тип отношений с окружающим миром. Стоит отметить, что в воспитании и обучении необходимо учитывать перечисленные выше особенности данного возраста, так как именно они являются фундаментом дальнейшего развития ребёнка и способствуют благоприятному переходу в подростковый возраст.

    Как родители могут помочь детям в профессиональном самоопределении?

    В современной России школьная профориентация на государственном уровне никак не поддерживается. Надо отметить, что профессиональная ориентация особенно востребована бывает в  кризисные периоды, когда ситуация на рынке труда неоднозначна и непонятна. 

    Да, эта работа вменена в обязанности тьюторам, классным руководителям, психологам и в целом школе, но носит несистемный характер. Почему? Во-первых, чрезвычайная загруженность учащихся и школы массой разных дел не позволяет уделить должное внимание этому вопросу; во-вторых, профориентационная работа очень объемна и разнообразна по формам и методам. Это не только психодиагностика различных сторон личности и дальнейшая выдача рекомендаций кому какая профессия «подходит».  Здесь предполагается целый ряд разных направлений деятельности всех участников образовательного процесса:
    - курсы, посвященные планированию жизненных перспектив, личностное самоопределение (в первую очередь);
    - работа с определенными группами и подгруппами по частным проблемам самоопределения;
    - разбор кейсов, реальных и вымышленных ситуаций;
    - профессиональные пробы и т. д.

    Масштаб работы велик, но она того стоит, так как имеет далеко идущие цели, выходящие далеко за рамки школьной жизни. Понятно, что одной школе, а тем более тьютору, школьному психологу эту работу осилить очень сложно. В этой ситуации необходимо тесное взаимодействие с родителями, различными социальными институтами, с самими старшеклассниками, как с самыми заинтересованными лицами.

    По статистике, к окончанию школы только каждый второй выпускник может сказать, что уже окончательно выбрал профессию. По степени влияния на выбор профессии представители социума выстроились в иерархию по уменьшению важности: СМИ – друзья – родители – школа. 

    Трудность участия родителей в профессиональном и личностном самоопределении юношей и девушек связана с тем, что:
    - внутренний мир старшеклассника не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них свой набор ценностей, представлений, ориентиров в жизни. В сегодняшней ситуации на первое место у юношества выходят интеллектуальные и волевые ценности: образованность, настойчивость, решительность, целеустремленность, а также хорошее здоровье и презентабельная внешность;
    - в последние годы произошел сдвиг возрастных границ. Это проявляется в том, подростковый кризис затягивается до 9 класса у девочек, у мальчиков до 10-11;
    - многие подростки-мальчики и юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и, особенно, умственных способностей;
    - в современном российском обществе существует неопределенность в построении взаимоотношений между взрослыми и подрастающим поколением (как реагировать на нарушение требований? лишать Интернета – не лишать? что ждать от противоположного «лагеря»?)

    Таким образом, школьная профориентация переживает далеко не лучшие времена, но совместными усилиями, семьи, школы, социальных институтов, возможно, удастся оказать помощь нашим старшеклассниками в профессиональном и личностном самоопределении.

    I. Факторы выбора профессии.

    Для начала, любой родитель должен познакомиться с тремя важными факторами (или шагами) на пути выбора профессии.
    1) Фактор – «ХОЧУ». Каждый старшеклассник задается вопросом: «Кем я хочу стать?», «Чем я хочу заниматься?». Не менее важными вопросами могут стать размышления по поводу: «К  какой социальной группе я хочу принадлежать?», «Какой стиль жизни выбрать?», «Какие цели в ходе профессиональной карьеры могут быть достигнуты?» Это «пусковой» механизм представлен интересами и склонностями человека. 
    Интересы – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности («Хочу знать!»). Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес. Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).
    Склонности – устойчивое стремление к определенной деятельности, ее процессу и результату («Хочу делать!»). Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу, киноискусству, но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.
    Безусловно, оптимальным вариантом является гармоничное сочетание интересов и склонностей. Традиционно эти два свойства личности рассматривают в следующих направлениях:
    - работа с людьми,
    - работа с техникой,
    - работа с природными объектами,
    - работа со знаковыми системами,
    - работа с художественными образами.
    В системе работы психологов – консультантов по профессиональному выбору есть достаточное количество диагностических методик помогающих определить круг интересов и склонностей человека (смотри здесь metodkabi.net.ru).

    2) Фактор – «МОГУ». Составляющая «могу» отражает физический, физиологический, психологический, определенный личностный потенциал человека. Одним словом – это задатки и  способности человека.
    Задатки человека -  это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей.
    Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
    В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Существуют также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
    Для определения тех или иных способностей человека применяются не только специализированные тесты, но и профессиональные пробы, наблюдение и анализ повседневной деятельности человека (учеба и работа), обсуждение в группах встреч и т. д. В настоящее время пройти необходимое тестирование можно как в режиме on-line, так и в частных психологических консультациях, в бюджетных центрах занятости.  Сразу хотелось бы сделать несколько предостережений:
    - относитесь к результатам тестирования спокойно, адекватно, в конце концов, любой тест – беспристрастен,
    - всегда дайте себе время тщательно обдумать, обсудить, проанализировать полученные результаты тестирования, собеседования с консультантом.

    3) Фактор – «НАДО». Эта составляющая заключена в потребностях рынка труда и перспектив его развития. Всегда важно, на какой рынок труда вы рассчитываете: местный, региональный, всероссийский, столичный, всемирный.
    Подведем итог: используя представление об этих трех факторах влияющих на профессиональный выбор, родители смогут выстроить эффективную помощь своим детям в ситуации определения будущего.
    Постарайтесь выбрать несколько альтернативных профессий (тем самым вы расширите свои возможности выбора вуза). Оцените достоинства и недостатки каждого варианта, так как у старшеклассников часто не хватает для этого жизненного опыта. Но будьте осторожны! Не пытайтесь идти от своих собственных нереализованных целей в профессиональной сфере.
    И только после того как профессия выбрана, можно заняться выбором вуза, факультета, специальности.

    II. Советы из практики.
    А в этом разделе мы хотели бы дать несколько советов из практики психолога-консультанта по проблемам профессионального самоопределения:
    а) выбирая вуз, учтите, что есть бакалавриат, магистратура, специалитет. Объясните это детям – они не знают;
    б) успешный выбор профессии связан с общей удовлетворенностью жизнью, эмоциональным благополучием в семье и школе, взаимопониманием между детьми и родителями;
    в) выбор профессии, так же  тесно связан и с определением жизненных перспектив, в самом широком смысле;
    г) помните, что способности человека развиваются и проявляются в постоянной деятельности, в собственной активности (одно лишь «декларирование» наличия способностей недостаточно);
    д)  не забывайте о важности здоровья: многие популярные сейчас профессии требуют не столько физического здоровья, сколько психического здоровья, психической выносливости. Ряд профессий связан с сильным эмоциональным напряжением; ненормированным рабочим днем; информационной и интеллектуально перегрузкой; дефицитом времени; хроническими конфликтами;
    е) взгляд человека на труд, профессиональную деятельность, работу формируется в пространстве семьи. У каждого человека есть свое отношение к работе, к своему дел которым он занимается, которое через  механизм «эмоционального заражения» передается детям. Порой взрослые люди об этом даже не догадываются. Насколько родители воспринимают работу как средство самореализации и самовыражения, настолько ребенок усваивает, что удовлетворенность жизнью связана и с работой в том числе. 

    III. Ошибки и заблуждения при выборе профессии.
    Ошибка 1. Выбор профессии «за компанию» с другом или подругой.
    Ошибка 2. Ориентированность человека только на внешний престиж профессии.
    Ошибка 3. Обращаясь к проф.консультанту не ждите однозначных рекомендаций по поводу будущей профессии, не перекладывайте ответственность за выбор на чужие плечи.
    Ошибка 4.  Многие считают, что для будущей профессии все способности должны быть хорошо развиты. Это далеко не так и вполне возможно, что придется работать над развитием каких-то способностей (например, ораторские способности).
    Ошибка 5. Совершенно неправильно отождествлять (сопоставлять) школьные предметы и требования профессии. Умение хорошо писать сочинения еще не гарантирует успехов в журналистике (необходимо еще быть мобильным, коммуникабельным, возможно, выносливым, эрудированным и т. п.)

    Путь жизненного и профессионального определения, конечно же, дети должны пройти самостоятельно, но при доверительной поддержке семьи, без диктата, нажима, навязчивости, трансляции нереализованных родительских устремлений. У родителей всегда есть больше возможностей, авторитета, в конце концов, шансов помочь своим детям в ситуации выбора.

    Раннее юношество: возрастные особенности и современность

    Возрастные особенности раннего юношества

    а) В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития:  

    -обретение чувства личной тождественности и целостности. Этот процесс в самом общем смысле понимается как обретение себя, своего Я, представление о том, где юноша (девушка) находится и куда идет;  
    -завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
    -активное профессиональное самоопределение;
    -развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
    Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.

    б) Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
    В пору ранней юности эмоциональная связь с родителями зачастую разрывается. Центром эмоциональной привязанности становятся не родители, а сам юноша (девушка). Родители жалуются на черствость, эгоизм, в свою очередь, юноши и девушки предъявляют претензии к недостаткам и противоречиям в поведении близких людей (например, расхождение слова и дела), но со временем это проходит, отношения восстанавливаются на более высоком уровне.
    В отношениях со сверстниками сохраняется дифференцированный подход по интересам, симпатиям, увлечениям.
    Родители и учителя часто отмечают в поведении юношей и девушек демонстративность: скандалы, капризы, нытье, неуместная обидчивость. Это чаще всего реакция на кажущуюся недостаточность признания взрослости.

    в) В общем целом существует два полярных типа развития в ранней юности:
    -прагматический тип – ориентация человека на целесообразность поступков, действий и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение
    -творческий тип – интересы юноши (девушки) устремлены далеко в будущее, в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.
    Важно отметить, что у любого молодого человека имеются обе тенденции, однако соотношение их может быть различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.

    г) Внутренний мир, мировоззрение юноши (девушки) не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них другой набор ценностей, с которым они соотносят то, что видят и слышат, что делают и о чем размышляют. Для них важны предметы и обстоятельства, которые не имеют цены и значения для взрослого человека (общение со сверстниками, вольность в одежде, специфический интерес к внутреннему миру людей и т.д.).

    д) Ранняя юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать и т. д. Именно в это возрасте возможно такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре, не связанное профессиональными, родительскими и иными обстоятельствами.

    Таким образом, ранняя юность – это перестройка отношения к себе и к миру и это осложняется условиями современного мира.

    Штрихи к портрету современного школьника

    Социальная ситуация 2000-ых в обществе отражается в следующих изменениях российского школьника 9-11 классов (и не только этих классов).  
    а) Сохраняются в поведении личностные и психологические особенности, свойственные младшим школьниками или подросткам. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не хотят и не могут взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего мира. Среди популяции юношества 20% демонстрируют, так называемую, «выученную беспомощность» (см.:http://www.psihologu-prakse.lv/bezpalidziba.shtml).
    б) Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и способностей, как следствие неадекватной завышенной самооценки. Юноши склоны считать, что учеба в школе вообще далека от истинной, реальной, взрослой жизни, а потому скучна и монотонна.
    в) Небывалые ранее трудности в построении взаимоотношений с взрослыми, неопределенность в их построении. Очень часто вина за это лежит на взрослых: из-за неразвитости родительских чувств, стремление проецировать на сына или дочь свои нежелаемые качества, предпочтение в юноше детских качеств.
    г) Увеличивается число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения смертельно опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.
    д) В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников появились функциональные нарушения чтения. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, но вся наша культура выросла и основывается на текстах и тексты, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.

    В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом. В целом происходит расхождение системы взросления человека и образовательной системы. Наиболее очевиден этот разрыв в период ранней юности. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления.

    Уполномоченный по правам ребёнка

    Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области и его аппарат призваны содействовать защите и реализации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

    Уполномоченный проводит прием граждан, осуществляет рассмотрение обращений по вопросам нарушения прав ребенка, жалоб на действие или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления; проведение мониторингов соблюдения законодательства по защите прав и интересов ребенка; направление предложений, рекомендаций государственным органам. 

    Также в сфере деятельности Уполномоченного – оказание гражданам и организациям бесплатной правовой помощи по вопросам защиты прав детей; просветительская деятельность (информирование граждан по вопросам прав несовершеннолетних); издательская деятельность (методические материалы, брошюры по вопросам соблюдения прав ребенка); совместная деятельность и сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах защиты прав несовершеннолетних. 

    Уполномоченный также занимается экспертно-аналитической деятельностью, которая подразумевает сбор и анализ информации и защите прав ребенка в Кировской области, разработку предложений с целью совершенствования механизма защиты прав ребенка; участвует  в мероприятиях, направленных на обеспечение прав и законных интересов ребенка.

    Уполномоченный по правам ребёнка в Кирове - Владимир Валерьевич Шабардин

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie